?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В комментариях ко вчерашнему посту kouzdra случилась парочка интересных диалогов.
Граждане sir66 и val_oper, руководящие и (как минимум один) владеющие коммерческими структурами, попеняли мне на то, что я, дескать, неправильно представляю себе образ действий сотрудников, коим начальство оказало благодеяние. Тут вот какая закавыка, я имею весьма обширный опыт, как руководства различными коллективами - и в армии и на гражданке, так и не менее обширный опыт пребывания в роли подчиненного и наемного сотрудника. Что характерно, опыт этот чередовался - порулил, побыл в управлении, снова порулил и так далее. Через это у меня сложилось определенное представление о неких базовы постулатах, которые любой руководитель должен всегда помнить. Хотите, как говорится, верьте, хотите нет.

"Куда солдата не целуй, у него везде жопа"(с) Эта посконная армейская мудрость абсолютно точно отражает специфику сотрудника любого уровня квалификации, интеллекта, дохода и так далее.
Что характерно, речь идет о вполне себе хороших, добрых и замечательных людях, неадекватов мы заранее выводим за скобки. Собственно, этой аксиомы любому младшему офицеру прослужившему хотя бы год, вполне достаточно для того, чтобы грамотно руководить воинским коллективом. Но, поскольку мы сейчас говорим о гражданских и для гражданских, то я ее чуть разверну и дополню некоторыми вполне очевидными, на мой взгляд, следствиями:

1. Если подчиненный может вас понять превратно с вероятностью отличной от нуля на любой знак после запятой - будьте уверены, вы будете поняты превратно. Вас недослышат, перепутают ваши слова, додумают за вас мысли, которые вам в голову никогда бы, в принципе, не пришли и так далее. Это не оттого, что подчиненный туп, глух и параноидален - это просто особенность человеческого мышления. Единственное, что вы можете с этим сделать - отдавать распоряжения и доводить информацию письменно, предельно четко и максимально избегая даже минимальной возможности двоякого толкования. И все равно вам придется фиксить последствия недослышек и непоняток, просто реже.
2. Если подчиненный хотя бы теоретически имеет возможность что-то урвать, откусив от любимой конторы лично для себя - будьте уверены, он сделает именно это. Вопрос только, какими методами - кто-то просто сворует, кто-то продаст информацию на сторону, кто-то уйдет в свободное плаванье и уведет за собой клиентов и так далее. Сетовать на это так же бессмысленно, как на то, что вода мокрая. Следует,во-первых, предельно честно вести с сотрудниками расчеты (при этом, обязательно договариваясь "на берегу"); во-вторых - предельно жестко их контролировать в служебных вопросах. Одно без другого не работает. И да - вы с подчиненным со-трудники, то есть вы трудитесь вместе, но клятвы на верность вам, как своему сегуну он не давал.
Что характерно, многие бизнесмены очень любящие фразу "ничего личного - просто бизнес", впадают в неоправданную ажитацию, когда сотрудник вдруг начинает руководствоваться этим принципом. Не надо так.
3. И проистекающее из предыдущего. Не стоит лезть в личную жизнь подчиненных. Поздравление с различными знаменательными датами и соболезнования по трагическим поводам - это ваш ваш максимум (и минимум тоже, что характерно). Контроль по служебным вопросам, это именно по служебным вопросам и ни на йоту дальше. Но в служебных вопросах у вас тайн быть не должно.
Вы должны знать, сколько раз в день за глаза вас зовет "мудаком" Вася, как часто в общении с подругами по служебному телефону вас хуесосит Таня и отчего Евлампий во вторник назвал вас гидроцефалом. (Примечание - если вас не поливают за глаза - вы плохой, негодный начальник.) При этом не следует полагать, что с этим надо что-то делать. Необходимо и достаточно, чтобы дружно матерящие вас подчиненные, тем не менее вас уважали и подчинялись не из страха, а именно из уважения, в первую очередь. Нет, это не парадокс. Внимание! Вас должны именно уважать, а не любить!
4. И снова возвращаемся к 3му пункту. Честность в расчетах с подчиненными, это, прежде всего, выплата причитающихся им денег ровно столько, сколько было обещано и ровно тогда, когда было обещано. Если вы задержали премию (упаси вас боги задержать окладную часть) на день - это вызовет кратковременное недовольство, которое, тем не менее, сложившись купно с прочими "наработками", может привести к неприятностям. Если вы задержали выплату на неделю - можете, в принципе, всех увольнять и искать новых - у вас, отныне, работают враги и саботажники, которых вы сами и создали. При этом, ошибкой будет думать, что последующая переплата или иная, с вашей точки зрения , компенсация, ситуацию исправит. Это не работает.
5. Не выраженные в деньгах методы мотивации, следует применять предельно осторожно. Например, машина, приобретаемая для разъездов сервисного инженера по объектам, которая выкупается им в течении 3х-5-лет по льготной цене в собственность - хороший, кошерный вариант. Ценный сотрудник привязан к вам не за страх, а за совесть, он обрабатывает заявки быстрее, на машину можно налепить рекламу и, тем самым, оптимизировать расходы на PR и так далее. Путевка в санаторий, для сотрудника младше 50, не заставшего СССР и обязанного проявлять по работе хоть какую-то инициативу - вариант плохой, негодный. В лучшем случае, за глаза будет сказано "лучше бы деньгами дали".
6. Смерти подобно самому распределять отпуска. Следует сделать так, чтобы сотрудники сами собачились договаривались между собой так, чтобы не выпадал целый отдел. А функцию верховного арбитра следует возложить на руководителя среднего звена - например, на бухгалтера (очень удобно, с бухгалтером все стремятся поддерживать хорошие отношения). Ваш функционал - сказать "Я не против." на заранее утвержденную дату.


И так далее и тому подобное.
Если вы будете придерживаться этих ( и других, их много, на самом деле)простых, но крайне сложно выполнимых IRL, принципов, то это вовсе не обезопасит вас от огромного количества геморроя полностью. Но поверьте, их невыполнение обходится значительно дороже.

Comments

db_comments
Oct. 20th, 2015 11:56 am (UTC)
> В том то и дело что могут позвонить в 12 ночи и дать новое задание.

В отсутствие должной мотивации, подобные руководители под любым благовидным предлогом идут, что называется, в хуй :)

> Да все все выполняют.

Тогда откуда "фейлы"?
den_stranger
Oct. 20th, 2015 12:06 pm (UTC)
>Тогда откуда "фейлы"?

Ну типичный пример. У нас есть два периода работы. Подготовка к мероприятию и само мероприятие. Когда идет подготовка все работают в штатном режиме на мероприятие в форс-мажорном (те самые задания в двенадцать ночи). Но многие продолжают работать в обычном режиме и в итоге в час Х выясняется что что-то было упущено.
Тут еще проблема конечно в страшной текучке. Много молодежи которая просто не успевается включится в режим работы и не знает многих особенностей. И вот тут кстати стопроцентно вина на руководстве. Вместо того что бы нормально платить и сформировать полноценный коллектив, который будет работать ка часы, предпочитают набирать новичков, которым требуется как минимум полгода что бы хоть что-то сообразить (вот только через полгода они все уходят).