?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В комментариях ко вчерашнему посту kouzdra случилась парочка интересных диалогов.
Граждане sir66 и val_oper, руководящие и (как минимум один) владеющие коммерческими структурами, попеняли мне на то, что я, дескать, неправильно представляю себе образ действий сотрудников, коим начальство оказало благодеяние. Тут вот какая закавыка, я имею весьма обширный опыт, как руководства различными коллективами - и в армии и на гражданке, так и не менее обширный опыт пребывания в роли подчиненного и наемного сотрудника. Что характерно, опыт этот чередовался - порулил, побыл в управлении, снова порулил и так далее. Через это у меня сложилось определенное представление о неких базовы постулатах, которые любой руководитель должен всегда помнить. Хотите, как говорится, верьте, хотите нет.

"Куда солдата не целуй, у него везде жопа"(с) Эта посконная армейская мудрость абсолютно точно отражает специфику сотрудника любого уровня квалификации, интеллекта, дохода и так далее.
Что характерно, речь идет о вполне себе хороших, добрых и замечательных людях, неадекватов мы заранее выводим за скобки. Собственно, этой аксиомы любому младшему офицеру прослужившему хотя бы год, вполне достаточно для того, чтобы грамотно руководить воинским коллективом. Но, поскольку мы сейчас говорим о гражданских и для гражданских, то я ее чуть разверну и дополню некоторыми вполне очевидными, на мой взгляд, следствиями:

1. Если подчиненный может вас понять превратно с вероятностью отличной от нуля на любой знак после запятой - будьте уверены, вы будете поняты превратно. Вас недослышат, перепутают ваши слова, додумают за вас мысли, которые вам в голову никогда бы, в принципе, не пришли и так далее. Это не оттого, что подчиненный туп, глух и параноидален - это просто особенность человеческого мышления. Единственное, что вы можете с этим сделать - отдавать распоряжения и доводить информацию письменно, предельно четко и максимально избегая даже минимальной возможности двоякого толкования. И все равно вам придется фиксить последствия недослышек и непоняток, просто реже.
2. Если подчиненный хотя бы теоретически имеет возможность что-то урвать, откусив от любимой конторы лично для себя - будьте уверены, он сделает именно это. Вопрос только, какими методами - кто-то просто сворует, кто-то продаст информацию на сторону, кто-то уйдет в свободное плаванье и уведет за собой клиентов и так далее. Сетовать на это так же бессмысленно, как на то, что вода мокрая. Следует,во-первых, предельно честно вести с сотрудниками расчеты (при этом, обязательно договариваясь "на берегу"); во-вторых - предельно жестко их контролировать в служебных вопросах. Одно без другого не работает. И да - вы с подчиненным со-трудники, то есть вы трудитесь вместе, но клятвы на верность вам, как своему сегуну он не давал.
Что характерно, многие бизнесмены очень любящие фразу "ничего личного - просто бизнес", впадают в неоправданную ажитацию, когда сотрудник вдруг начинает руководствоваться этим принципом. Не надо так.
3. И проистекающее из предыдущего. Не стоит лезть в личную жизнь подчиненных. Поздравление с различными знаменательными датами и соболезнования по трагическим поводам - это ваш ваш максимум (и минимум тоже, что характерно). Контроль по служебным вопросам, это именно по служебным вопросам и ни на йоту дальше. Но в служебных вопросах у вас тайн быть не должно.
Вы должны знать, сколько раз в день за глаза вас зовет "мудаком" Вася, как часто в общении с подругами по служебному телефону вас хуесосит Таня и отчего Евлампий во вторник назвал вас гидроцефалом. (Примечание - если вас не поливают за глаза - вы плохой, негодный начальник.) При этом не следует полагать, что с этим надо что-то делать. Необходимо и достаточно, чтобы дружно матерящие вас подчиненные, тем не менее вас уважали и подчинялись не из страха, а именно из уважения, в первую очередь. Нет, это не парадокс. Внимание! Вас должны именно уважать, а не любить!
4. И снова возвращаемся к 3му пункту. Честность в расчетах с подчиненными, это, прежде всего, выплата причитающихся им денег ровно столько, сколько было обещано и ровно тогда, когда было обещано. Если вы задержали премию (упаси вас боги задержать окладную часть) на день - это вызовет кратковременное недовольство, которое, тем не менее, сложившись купно с прочими "наработками", может привести к неприятностям. Если вы задержали выплату на неделю - можете, в принципе, всех увольнять и искать новых - у вас, отныне, работают враги и саботажники, которых вы сами и создали. При этом, ошибкой будет думать, что последующая переплата или иная, с вашей точки зрения , компенсация, ситуацию исправит. Это не работает.
5. Не выраженные в деньгах методы мотивации, следует применять предельно осторожно. Например, машина, приобретаемая для разъездов сервисного инженера по объектам, которая выкупается им в течении 3х-5-лет по льготной цене в собственность - хороший, кошерный вариант. Ценный сотрудник привязан к вам не за страх, а за совесть, он обрабатывает заявки быстрее, на машину можно налепить рекламу и, тем самым, оптимизировать расходы на PR и так далее. Путевка в санаторий, для сотрудника младше 50, не заставшего СССР и обязанного проявлять по работе хоть какую-то инициативу - вариант плохой, негодный. В лучшем случае, за глаза будет сказано "лучше бы деньгами дали".
6. Смерти подобно самому распределять отпуска. Следует сделать так, чтобы сотрудники сами собачились договаривались между собой так, чтобы не выпадал целый отдел. А функцию верховного арбитра следует возложить на руководителя среднего звена - например, на бухгалтера (очень удобно, с бухгалтером все стремятся поддерживать хорошие отношения). Ваш функционал - сказать "Я не против." на заранее утвержденную дату.


И так далее и тому подобное.
Если вы будете придерживаться этих ( и других, их много, на самом деле)простых, но крайне сложно выполнимых IRL, принципов, то это вовсе не обезопасит вас от огромного количества геморроя полностью. Но поверьте, их невыполнение обходится значительно дороже.

Comments

thesametwo
Oct. 20th, 2015 10:03 am (UTC)
Тут обе стороны забили. Одна на выплату зарплаты, вторая на обязанности.
db_comments
Oct. 20th, 2015 10:23 am (UTC)
Таки да, неоспоримо.
Обе две - тупые

Но подача какова!

[активно машет табличкой "сарказм"]

Они - гады ядовитые - нам зарплату задерживают, а мы - бессмертные герои - им за это работу херим. А они - твари тупые - еще и удивляться смеют!

Как-то так :)
caurug
Oct. 20th, 2015 10:36 am (UTC)
А правильная подача.
Продажа своего труда - такой же бизнес, как продажа чего-то что делает фирма.
Вы товар отгрузили, а вам в ответ - подождите с оплатой месяцок другой.
Что сделает вменяемый торгаш в такой ситуации? Правильно, в следующий раз отгрузит товар кое-как, потому как херовый контрагент и надо пустить силы на поиск нового, а с этим работать лишь бы как, просто потому как пока другие договора на подписании.
Ничего, как говорится, личного. Только бизнес.
db_comments
Oct. 20th, 2015 10:56 am (UTC)
Неа, не правильная.

Во-первых, потому что это множит уровень раздолбайства со всех сторон. Про моральную сторону (ну, типа, не уподобляться тем, кого порицаешь) я говорить не стану, Будда с ней, с моральной стороной :)

Во-вторых, "вменяемый торгаш", который на берегу не договорился об оплате и не взял серьезного аванса - это по-твоему, вменяемый? Хм...

И, в-третьих, тут же речь, вроде как, о систематическом кидалове, не о разовом.
caurug
Oct. 20th, 2015 11:10 am (UTC)
Про моральную сторону тут действительно говорить не стоит, по одной простой причине. В подобных историях, отсылки к моральной стороне, сродни заходам во время развода - "Ты же мужЫг, блядь! Уйди голым, оставь все жене!" - идиотизм, да и только.
Раздолбайство - штука, бесспорно, нехорошая. Тем не менее, в реальной жизни с ним частенько приходится мириться, потому как затраты на его устранение далеко не всегда окупаются.
Что до третьего довода - ну договорился ты "на берегу" и все вроде хорошо, а потом хуяк - и тебе втирают о сложном финансовом положении. Не, можно конечно, гордо хлопнуть дверью. Но лучше, сначала внимательно осмотреться и убедиться, что ты не можешь исправить ситуацию иными, более выгодными способами, так сказать, не отходя от кассы.
Что до систематического кидалова - частенько приходится работать и с такими клиентами, и с такими поставщиками. По разным причинам - где-то у человека просто характер такой, что он никогда не платит вовремя, но зато он не ковыряется подробно в наценке. Где-то будущая прибыль все окупит и надо просто протянуть под девизом "худой мир лучше доброй ссоры". Где-то есть перспектива наказать засранца и отжать у него что-то полезное.

Собственно, это точно также работает в обе стороны, и далеко не всегда проворовавшегося, например, сотрудника следует увольнять и сдавать в полицию. Зачастую, есть возможности компенсировать понесенные убытки кинув его на легко проверяемую должность с зарплатой ниже рынка под угрозой все той же полиции или, например, аккуратненько дать ему сожрать наживку пожирнее, а потом нахлобучить со всей пролетарской ненавистью уже по-взрослому.

Это жизнь, она выглядит именно так.
den_stranger
Oct. 20th, 2015 11:23 am (UTC)
Кстати есть еще вариант когда привычная контора вдруг начинает сливать ну скажем из-за того что у них сменились сотрудники или начальство.
caurug
Oct. 20th, 2015 11:26 am (UTC)
А, как правило, у любой проблемы всегда есть конкретные имя, фамилия и отчество.
den_stranger
Oct. 20th, 2015 11:51 am (UTC)
Иногда это даже исчезновение этих ФИО:(
У нас была знакомая тетка, занималась предпринимательством. Создала контору по производству замороженных полуфабрикатов. Причем продукты были нереально вкусные и по бюджетной цене. То есть полгода мы затаривались её продукцией, а потом вдруг качество резко упало. При встрече поинтересовались причиной и оказалось что она занялась новым проектом, на завод следить за работой поставила других людей а те сразу забили на всё.
caurug
Oct. 20th, 2015 11:54 am (UTC)
Не, тут у проблемы как раз ее фамилия. Делегируешь полномочия? Смотри кому. И контролируй до посинения, если не хочешь описанного тобой результата.
den_stranger
Oct. 20th, 2015 11:59 am (UTC)
Как показывает практика часто очень сложно оценить полноценно качества сотрудника. То есть идеальный помощник руководителя может оказаться ну ОЧЕНЬ херовым руководителям. К примеру нас на заводе главный инженер был довольно толковым мужиком. Но всякий раз когда директор улетал в командировку или в отпуск и его ставили на замену, то сразу такой трэшак начинался. Причем не из-за того что он забивал на всё, а напротив из-за излишнего энтузиазма. Сразу начинал все свои идеи продвигать, от чего нормальная работа превращалась в хаос.
Никогда не забуду его просьбу что бы я составил и распечатал ЧЕТЫРЕХМЕРНЫЙ ГРАФИК.
caurug
Oct. 20th, 2015 12:04 pm (UTC)
Сложно - не то слово. При собеседовании это невозможно, в принципе.
Так, крупное сито, чтобы гвозди от муки отделить.
Но тут опять же, по-уму сначала надо сотрудника вводить в курс дела, потом - дать работать стажером (это справедливо на любом уровне, вплоть до генералитета ТНК, потом потихоньку вожжи отпускать. И все время контролировать.
Что характерно, в крупных компаниях, в которых кадровая служба выстроена правильно, так обычно и происходит.
В мелком и среднем бизнесе, частенько, руководитель на это кладет болт, особенно, если руководить его не учили, а он как-то сам вот так вырос. Пока еще шишки набьет.
den_stranger
Oct. 20th, 2015 12:08 pm (UTC)
Есть еще проблема когда сотрудников назначают сверху. А если контора является эдакой выгребной ямой неликвида, то могут быть проблемы. Хотя опять же от руководителя зависит.
У нас на заводе половина сотрудников состояла из "чьих то родственников", а вторая из раздолбаев которых понизили в должности и скинули к нам. И ничего, завод очень хорошо работал.
caurug
Oct. 20th, 2015 12:14 pm (UTC)
Тут всегда следует постараться понять, отчего так происходит.
Метод пяти "почему" никто не отменял. Собственно, обычно так начальниками и становятся.