?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В довесок к ссылке в предыдущем посте, попались на глаза еще 2 вещи:
http://historical-fact.livejournal.com/9982.html "Экономика СССР - это подсобное хозяйство при воинской части"
И очень любопытный комментарий, который приведу полностью:
http://marss2.livejournal.com/2767192.html?thread=7534168#t7534168
"А второй момент - сейчас в многопользовательских играх, через которые проходит молодёжь, везде экономическая система - это soviet-style коммунизм. С госпланом, дефицитом, деньгами, которые после определённого порога не нужны. :-)

Т.е. люди до 30-ти лет в массе уже ИМЕЮТ опыт жизни в коммунизме."
(с)rdia

Начнем с игр. Я редко и мало употребляю алкоголь, не являюсь поклонником экстремальных видов спорта и не пропадаю круглогодично на охоте и рыбалке.
Я играю в компьютерные игры. Как правило, в mmorpg. /played только лишь в WoW - более 270 дней. Кроме того, имею опыт участия в разработке на уровне проработки концепта - делали в далеком уже 2007 браузерку. Не взлетело, по причине, которая вскользь будет упомянута ниже. Короче говоря, в играх разбираюсь неплохо.

Так вот, на сегодняшний день, нет и не было ни одной многопользовательской игры с развитой социальной составляющей, которая бы хотя бы отчасти имитировала коммунистическую формацию.
По одной простой причине - как только мы говорим об отсутствии частной собственности, количество игроков, которые захотят в это играть хоть сколько-нибудь долго будет равно нулю.
Тем не менее, есть один вариант, который мы реализовать пытались (отнюдь не из-за того, что являлись криптокоммунистами, мы просто хотели сделать нестандартный геймплей)
Вариант очень простой - если по сюжету у вас есть Сверхвраг и Сверхцель - этого негодяя заколбасить, то, в принципе, так любимая всеми homo sapiens писькометрия перейдет из мира материального - шмоток, во вполне себе духовный - виртуальные плюшечки за ачивки на ниве умучивания гидры капитализма. Соответственно, всякие рарки и уники в такой системе, вполне могут быть общими и выдаваться завхозом-крохобором, в соответствии с теми самыми ачивками во временное пользование (что, собственно, уже де факто частную собственность возвращает и далее по накатанной - бедные становятся еще беднее, богатые - еще богаче)
Однако, главная затыка совсем не в этом. Мы так и не смогли прописать вдумчивый баланс, который позволил бы игрокам заниматься вышеозначенным непотребством по-настоящему долго

Возвращаясь к первой ссылке - и автор поста и его комментаторы правы. Да, экономика СССР был лайтовой глобальной версией такой вот игры. Да, при этом его экономика, в отдельных вопросах была намного более эффективна, чем у оппонентов. Это была кувалда - отличная, с идеальной эргономикой, очень надежная и качественная. У оппонентов же инструменты были хуевенькие, подвязанные проволочками и с оплавленными ручками, но их было много и были они разные.

И когда вы долго херачите кувалдой камень, для того чтобы построить дом, а закончив, переходите к резьбе по дереву, например. Выясняется, что резать дерево кувалдой, скажем так, несколько неудобно.
Такая экономика хороша, когда надо резко и быстро решить некую глобальную проблему. А если еще есть Сверхвраг - совсем чудесно, ачивки нам заменят колбасу.
А вот потом...
Собственно, желающие могут почитать про историю кибуцев в Израиле и найти для себя много интересных параллелей.

Резюмируя: нет плохих и хороших инструментов. Однако, не стоит долбить камень маникюрными ножницами, а кувалдой - резать по дереву.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
marss2
Apr. 6th, 2017 05:56 am (UTC)
==экономика СССР была кувалда - отличная, с идеальной эргономикой, очень надежная и качественная. У оппонентов же инструменты были хуевенькие, подвязанные проволочками и с оплавленными ручками, но их было много и были они разные.==

именно так.. да
потому и пролетели
gur64
Apr. 6th, 2017 06:02 am (UTC)
два момента:
а) в СССР коммунизма не было, а был социализм. Коммунизм предполагался в будущем, но не получился:)
б) частную собственность социализм отвергал только на средства производства.
Насколько я понимаю, далеко не все плюшки в играх к этой категории относятся:)
caurug
Apr. 6th, 2017 06:07 am (UTC)
Оттого и не получился.
Собственно, я вообще сомневаюсь, что он может получиться где-либо на достаточно долгий срок, пока люди остаются людьми.

С играми же вообще очень весело. Практически все не сессионные mmo-шки, это этакая упрощенная модель классического западного капитализма конца 18 - начала 20го веков, по целому ряду признаков.
По большому счету на эту тему можно монографию садиться и писать, хоть "вот прям щас". Не удивлюсь, если кто-то и написал, развив и дополнив Берна.
thesametwo
Apr. 6th, 2017 04:27 pm (UTC)
Потому что к плановой экономике нужно прикручивать годный аппарат принуждения, вот тогда она чудеса показывает. В рыночную он по умолчанию встроен, только крайне расточительный. Инструмент надо еще обслуживать правильно и знать, как именно применять.

Вопрос коммунизма только в ограниченности производительных сил. Экономику СССР подкосило то, что в 60е производительность труда назад поехала.
В принципе, сейчас лет за пятнадцать-двадцать можно, если впахивать, как в тридцатые, забабахать полную автоматизацию хозяйства и получить-таки тот самый коммунизм с "от каждого по возможности - каждому по (базовым) потребностям". Или "гарантированный личный доход", как это сейчас модно называть.
caurug
Apr. 6th, 2017 04:59 pm (UTC)
"Потому что к плановой экономике нужно прикручивать годный аппарат принуждения" (с)
Кому и для чего нужно?

"сейчас лет за пятнадцать-двадцать можно, если впахивать, как в тридцатые, забабахать полную автоматизацию хозяйства и получить-таки тот самый коммунизм" (с)

Опять таки, можно, только нахуя?
Практика, которая критерий истины, показывает, что какие бы замечательные цели не закладывались изначально, в итоге все придет к тому, что конечной реально достигнутой целью будет банальное материальное благополучие одних, за счет других.
Ну будет у вас бесплатные 200 сортов колбасы и флайер у подъезда. А у первого секретаря, один хрен, этих сортов будет 2000 и флайер в 2 раза быстрее. Вроде как тоже бесплатно. На поверку - за ваш счет.

Я не к тому, что коммунизм плох, а капитализм хорош или наоборт, я к тому, что, по большому счету, в пределе, разницы меж ними никакой.

Проблема вовсе не в том, что производительных сил не хватило.
В масштабах тех же кибуцев их было вполне достаточно, для того, чтобы они по эффективности делали любые другие сельскохозяйственные формации, как стоячих (а возможностей у них было не в пример меньше, чем у любого, самого завалящего государства)

Проблема в том, что из неплохой теории, которая имеет определенные рациональные зерна, сделали идол и жупел. При этом еще и каждый понимает эту теорию так, как ему хочется. Обычно - ровно так-как вы, "гарантированный личный доход". Дык вон он, в США, давно себе действует. Миллионы чисто на пособия и живут.
Чего они - воспарили духом? Ракеты из фанерки построили и полетели Марс терраформировать?
Вот предположим, завтра, прямо с утра, резко как понос наступил коммунизм, как вы его понимаете.
Где вы возьмете людей, которые смогут его поддерживать на протяжении хотя бы одного поколения?
thesametwo
Apr. 6th, 2017 05:16 pm (UTC)
Для работы системы. Чтоб у кувалды ручка не отпадывала, если пользоваться инструментальной аналогией.


Завтра, резко как понос, он именно не наступит. Коммунизм - гипотетическое состояние общества, в котором производительных сил хватает для удовлетворения большей части потребностей всех членов общества. Решение вопроса "если у человека уже есть все, то чего хотеть дальше", он же "если нам не нужны столько людей, куда их девать".
Предлагалось воспитание потребности в труде, решение каких-то глобальных задач, типа планетарных преобразований... В принципе, если получится изучить психологию примерно так же, как физику - может и получиться.
caurug
Apr. 6th, 2017 05:23 pm (UTC)
А зачем вообще менять на кувалду существующий инструмент, если разницы, в результате, никакой?

"Предлагалось воспитание потребности в труде, решение каких-то глобальных задач, типа планетарных преобразований... В принципе, если получится изучить психологию примерно так же, как физику - может и получиться." (с)

Все правильно, решить мелкие, каждодневные проблемы вроде доступности существующих на сегодняшний день ништяков всем и каждому, пусть не бесплатно, но за деньги, мы не можем - оттого, замахиваемся на планетарные преобразования.
Вы тут никакого подвоха не замечаете?
Воспитание потребности в труде, это как воспитание потребности в героине. В принципе, воспитать - говно-вопрос. Особенно, с применением того самого принуждения. И в принципе, изначально, сугубо ради блага, кашель например лечить.
Для чего только ее воспитывать-то? И почему, для того, чтобы отдельные граждане, желающие обустроить чужую планету и потом, я должен напрягаться здесь и сейчас? Причем заведомо напрягаться значительно более сверх обычного добросовестного труда.

ecoross1
Apr. 6th, 2017 12:56 pm (UTC)
Отмечу, что ностальгировать по СССР через игры и жить в нем - это три большие разницы :)
( 8 comments — Leave a comment )